5-Я УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Программа арт-резиденций биеннале представляет географию своих маршрутов

В 2019 году резиденты 5-й Уральской индустриальной биеннале едут в Пермский край, Оренбургскую область и Сибирь.

Красил Макар в Тобольске

В XVIII–XIX веках город Тобольск был одним из центров так называемой урало-сибирской домовой росписи, красильного промысла, который сегодня считается утраченным. Именно туда в мае отправился анонимный художник из Екатеринбурга, работающий под псевдонимом Красил Макар.

Художественная стратегия Макара заключается в разложении геометрии традиционного узора на первоэлементы. Лишённые гравитации, самоценные элементы начинают жить своей жизнью, создавая причудливые композиции, часто — в городской среде, адаптируя и актуализируя практики народного творчества.

Наметить путь к бессмертию и понять, как промысел может быть реализован в новых материалах, созвучных XXI веку, художнику помогали сотрудники предприятия по переработке углеводородного сырья «Сибур Тобольск».

Жители Тобольска и Тюменской области смогут увидеть проект, созданный Макаром в результате пребывания в резиденции, уже в июле; жители Екатеринбурга — во время работы итоговой выставки программы арт-резиденций на Уральском оптико-механическом заводе.

Найме Перрет в Березниках

Найме Перрет, участница программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале, исследует город Березники (Пермский край). Художница наблюдает за тем, как меняется жизнь и облик города вследствие проседания ландшафта, начавшегося в Березниках ещё в прошлом веке. По итогу своего исследования художница создаст фильм.

Березники — город, в первую очередь известный в России своими провалами. Провалами называют серию проседаний грунта, появившихся в результате попадания грунтовых вод в соляные шахты. Найме привлёк образ города, находящегося в постоянной гипотетической опасности провалиться под землю, ведь провалы всегда происходят очень быстро, а спрогнозировать их практически невозможно.

Изначальная идея фильма заключалась в попытке уловить изменение масштаба времени — от геологического через индустриальное к человеческому. Общаясь с жителями Березников, Найме обнаружила, что провалы уже давно стали для них неинтересной и скучной частью повседневности, а встреча с местной самоорганизованной театральной труппой, состоящей из сотрудников титано-магниевого комбината «ВСМПО-АВИСМА», заставила художницу немного изменить направление исследования. Общаясь с сотрудниками «Ависмы», снимая их во время репетиций спектакля и за работой на комбинате, Найме стремилась уловить, насколько тесно индустрия пронизывает жизнь и культуру в индустриальных городах.

Катя Шенкер в Карагайском карьере города Сатка

Катя Шенкер, художница из Швейцарии, исследует труднодоступные пространства и то, как они меняются с течением времени. Художница обращается к разным практикам: работает в форматах перформанса и танца, создаёт скульптуры, вступающие в диалог с пространством и архитектурными объектами. Созданные ей скульптуры меняются с течением времени, причём изменения предзадаются Катей, вдохновляющейся импульсами и механизмами живого организма. Она буквально уподобляет неживую материю одушевлённым телам.

Программа арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале приглашает художницу изучить Карагайский карьер в городе Сатка Челябинской области, в котором уже более 100 лет добывают магнезит.

Для Кати разрез пограничное пространство, соединяющее привычный нам мир, расположенный на поверхности, с загадочным подземельем, сокрытым от наших глаз.