5-Я УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Аника Шварцлозе
Смотря в камень

Копейск

«Смотря в камень» — так можно описать технику, которую применяют опытные мастера-камнерезы во время работы над скульптурными объектами: они рассматривают поверхность необработанного камня, чтобы предугадать скрытые под ней структуру и естественный узор. «Смотрение в камень» — духовная практика, своего рода метафора туннельного зрения, сфокусированного на том, что скрыто.

Работы проекта — результат выборки научно-архивных материалов из разных источников. В серии коллажей фотографии, сделанные Вениамином Метенковым, объединены с изображениями из каталогов и архивов горнодобывающих и машиностроительных предприятий. Специализированные буры предоставлены компанией, которая с их помощью брала пробы почвы в поисках месторождений полезных ископаемых. Эти буры обретают вторую жизнь в качестве скульптурных объектов, реконтекстуализированных и помещенных на подиумы из красного горелика.

Аника Шварцлозе на съемках фильма Unearth в Копейске. Фото - Сергей Потеряев

Завершающая часть проекта — фильм Unearth, сочетающий архивные материалы с интервью и пейзажными съемками, сделанными художницей. Он сфокусирован на отношении городов Урала к использованию ресурсов, также к содержащей их земле — принадлежащей всем нам. Тяжелое горнодобывающее оборудование, огромные буры и экскаваторы показаны как механические существа. Эти машины созданы не из эстетических соображений, но, построенные для добычи полезных ископаемых, они следуют принципам прагматической функциональности.

И все же они наделены определенной красотой: словно у живых организмов, их вращающиеся колеса, шипы и гусеницы выглядят асимметрично и органично. Буры и приспособления для рытья сделаны из добытых в горах металлов, которые они же и раскапывают. Когда эти машины перестают работать, они ржавеют, разрушаются и возвращаются обратно в почву. На каком-то участке этого цикла может произойти сбой, и машины будут поставлены на пьедестал, превратившись на несколько десятилетий в памятники. Но этот промежуток времени, соразмерный человеческой жизни, кажется незначительным по сравнению с длинной дугой геологического периода, сформировавшего регион. Тем не менее, изображения машин, их следы в камне, шахтеры и горные хребты свидетельствуют о существовании тесных связей. Мы не стоим отдельно от природы. Мы такая же часть ее, как и машины, камни, соль и металл.

Проект создан при поддержке Посольства Нидерландов в России и фонда Мондриана.

Участники:

Аника Шварцлозе