5-Я УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Анна Титова
Волшебный Лес

Екатеринбург

Исторический процесс — это перманентная стройка, обычно в переносном, но для современной России еще и в прямом значении. Резиденция Анны Титовой прошла не на заводе или в шахтах, как предполагает программа биеннале, а в сквере у драмтеатра, где каждый день собирались жители Екатеринбурга, чтобы противостоять строительству храма. Прямо сейчас, когда вы читаете этот текст, идет процесс реконструкции набережной Исети по известной программе «Комфортная среда», которая унифицирует пространства для прогулок и отдыха.

Перманентная стройка современной России — это конструирование идеологических пространств, где все учтено и все под контролем. Даже природа — все эти деревья, кустарники и газоны, высаженные согласно плану, — оказывается в заложниках, становится инструментом комфортной (или конформной?) среды. Этот «Волшебный лес» — новые руины современной России, пространство контроля и слежки, диктующее многие процессы: где проводить время, как отдыхать, что покупать, кем быть. Благоустройство производит операции включения и исключения, вставляя нас в 3D-рендеры счастливой жизни и оставляя за их пределами тех, кто не проходит фейсконтроль.

Реальность, впрочем, тоже превращается в 3D-коллаж из фактов, которые помещаются в архив и становятся нашей новейшей историей. Так, каждый объект в этой инсталляции можно связать с конкретным событием или пространством, маркированным сгущением идеологического фона. Центральное изображение коллажа из серии «Ритуалы сопротивления» — мусорный полигон в Москве (подобный сейчас строят в Шиесе). Металлический фрагмент лиственницы, дерева, из которого был сделан Шигирский идол, один из древнейших памятников человечества, отлит на уральском заводе, чья специализация — современная городская скульптура: патриотические госзаказы и развлекательные объекты у торговых центров. Еще одна лиственница, уже настоящая, но лежащая под стеклом, найдена в Лосином острове (путем наложения маршрута поисков Шигирского идола на карту Москвы), на месте, где хотят вырубить лес ради строительства шоссе и торгового центра.

Но главный вопрос, который возникает в этом «Волшебном лесу», направлен не к историческому процессу, а к его субъекту. Вернее, как стать его субъектом? Как преодолеть рамки объектности, в которые мы поставлены, выйти за пределы этого 3D-рендера? Фигура подростка, данная наравне со зрителями, почти без подиума, без стекла, эта тряпичная кукла — все еще объект внутри инсталляции, но в большей степени литературный персонаж, впитывающий исторические нарративы. Где эта точка, в которой рождается новый субъект, в которой наблюдатель вдруг делает шаг и обретает агентность? Кажется, сейчас она мерцает в протесте против этой перманентной стройки, превращающей все вокруг в цифровой рендер, — против бесконечного производства новых руин.

Текст: Елена Ищенко

Проект создан при поддержке Artwin Gallery.

Участники:

Анна Титова